Структура Рабочих программ обновленный ФГОС

Структура и наполняемость
рабочих программ учебных
предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной
деятельности), учебных
модулей

Цель семинара:

Определить структуру и наполняемость рабочих
программ в соответствии с «Положением о рабочих
программах по учебным предметам, учебным курсам
(в том числе внеурочной деятельности), учебным
модулям» МБОУ ОСТРОЯНСКОЙ СОШ

Перечень нормативных правовых актов,
регламентирующих разработку рабочих
программ
-

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

- ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения от 31.05.2021г. № 286 (далее, ФГОС НОО)
-

ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения от 31.05.2021г. № 287 (далее, ФГОС ООО)

-

Примерная основная образовательная программа НОО, ООО

-

Примерные рабочие программы по учебным предметам (Одобрены
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.)

- Положение о рабочих программах по учебным предметам, учебным
курсам ( том числе внеурочной деятельности) и учебным модулям по
обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ ОСТРОВЯНСКОЙ СОШ

Обязательные компоненты Рабочей программы
- Пояснительная записка
- Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля

- Планируемые результаты освоения учебного предмета,
учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля
- Тематическое планирование с указанием количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы и
возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, содержание которых
соответствует законодательству об образовании; деятельность
учителя с учетом программы воспитания; основные виды
деятельности обучающихся
- Форма проведения занятий (для курсов внеурочной
деятельности)

Раздел «Пояснительная записка»

- Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих
-

-

-

разработку рабочих программ
Цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса, (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля
Общая характеристика учебного предмета/учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля
Место учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля в учебном плане
школы
Учебное пособие, УМК учебного предмета/учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля для
учителя
УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля для
обучающихся

Образец Пояснительной записки
Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования для обучающихся 5
класса МБОУ Островянской СОШ разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (приказ
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287)

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Островянской СОШ
(утвержденная приказом МБОУ Островянской СОШ от ________ №)
- Примерная рабочая программа по математике (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол _________________ г.)
- Концепция развития математического образования, утвержденной распоряжением Правительства от
24.12.2013 № 2506-р;
- Учебный план основного общего образования МБОУ Островянской СОШ
-

Положение о рабочих программах, учебных курсах (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулях МБОУ Островянской СОШ

- Рабочая программа воспитания МБОУ Островянской СОШ
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 20 мая 2020 г. N 254)

Образец Пояснительной записки

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся на
уровне основного общего образования ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ
ОСОШ №2.
Приоритетными целями обучения математике в 5–6-х классах являются:

продолжение формирования основных математических понятий (число,
величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и
перспективность математического образования обучающихся;




развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
познавательной активности, исследовательских умений, интереса к
изучению математики;

формирование функциональной математической грамотности: умения
распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях,
применять освоенные умения для решения практико-ориентированных
задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на
соответствие практической ситуации.

Образец Пояснительной записки

Основные линии содержания курса математики в 5–6-х классах
— арифметическая и геометрическая, которые развиваются
параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой,
но не независимо одна от другой, а в тесном контакте и
взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с
элементами алгебры и описательной статистики.
Согласно учебному плану в 5–6-х классах изучается
интегрированный предмет «Математика», который включает
арифметический материал и наглядную геометрию, а также
пропедевтические сведения из алгебры.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» (базовый
уровень) рассчитана на 350 учебных часов за 2 года обучения.
Учебный план на изучение математики в 5-м классе отводит 5
учебных часов в неделю, всего 175 учебных часов. Учебный
план на изучение математики в 6-м классе отводит 5 учебных
часов в неделю, всего 175 учебных часов

Образец Пояснительной записки

Для реализации программы используются учебные пособия и УМК для
учителя и обучающихся:
Для учителя:
• Учебник: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.
Математика. 5 класс – М.: Просвещение, 2020г.
• Учебник: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.
Математика. 6 класс; М.: Просвещение, 2020г.
• Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х ч.;
• Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2-х ч.;
Для обучающихся:
• Учебник: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.
Математика. 5 класс; М.: Просвещение, 2020г.
• Учебник: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.
Математика. 6 класс; М.: Просвещение, 2020г.
• Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х ч.;

• Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2-х ч.;

Раздел «Содержание учебного предмета,учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля»
-

Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля

- Метапредметные связи учебного предмета, учебного курса, учебного модуля

- Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если
актуально)

Раздел «Планируемые результаты освоения учебного
предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля»
- Требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам
- Виды деятельности обучающихся, направленных на
достижение результата
- Организация проектной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся
- Система оценки достижения планируемых результатов

Обновленный ФГОС: детализация требований к
личностным результатам
Группы личностных результатов
направлениям воспитательной работы)

1. Патриотическое воспитание

2. Гражданское воспитание
3. Духовно-нравственное воспитание
4. Эстетическое воспитание
5. Воспитание ценности научного познания
6. Физическое воспитание. Формирование культуры
здоровья и эмоционального благополучия
7. Трудовое воспитание
8. Экологическое воспитание
(Всего 36 конкретных формулировок)

(по

Действующий ФГОС: требования к личностным
результатам
Личностные результаты должны отражать:
- Формирование основ российской гражданской идентичности,
чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности ; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций

- Формирование установки на безопасный здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям

Обновленный ФГОС: детализация требований к
метапредметным результатам
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями
1.1. Базовые логические действия (НОО -5; ООО – 6)
1.2. Базовые исследовательские действия (НОО-6; ООО – 4)
1.3.Работа с информацией (НОО -6; ООО – 6)
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
2.1. Общение (НОО - 8; ООО – 6)
2.2. Совместная деятельность
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
3.1. Самоорганизация (НОО – 2; ООО – 2)
3.2. Самоконтроль (НОО – 2; ООО – 3)

Предметные результаты
Предметные результаты в обновленных
ФГОС не согласованы с требованиями
концепций преподавания физики, химии,
истории России. Поэтому учителям в
своих рабочих программах нужно
одновременно учитывать и требования
ФГОС и требования концепций

Организация проектной и учебноисследовательской деятельности обучающихся

Проектная деятельность в обновленных ФГОС
является:
- Одним из требований к метапредметным результатам

- Составной частью требований к предметным
результатам
- Формой оценивания учебной деятельности
- Основной формой учебной деятельности
- Частью программы формирования УУД

Система оценки достижения планируемых
результатов
Все планируемые результаты освоения учебного предмета,
учебного курса, модуля подлежат оценке их достижения
обучающимися.
Система оценки достижения планируемых результатов включает
график оценочных процедур и контрольно-измерительные
материалы по учебным предметам.
В Приложение к разделу «Планируемые результаты освоения
учебного предмета, учебного курса, учебного модуля»
входят:
- График оценочных процедур
- Контрольно-измерительные материалы по учебным предметам
Графики оценочных процедур и контрольно-измерительные материалы по учебным
предметам разрабатываются на учебный год и предоставляются в учебную часть
школы по запросу администрации.

Раздел «Тематическое планирование»
- Наименование разделов, тем, модулей, планируемых
для освоения обучающимися (Тема разделов,
модулей)
- Количество академических часов, отводимых на
освоение каждого раздела, темы, модуля
- Основное содержание (темы уроков)
- Информация об электронных учебно-методических
материалах, которые можно использовать при
изучении каждой темы ( ЭОР и ЦОР). Указываются
ссылки на темы
- Основные виды деятельности обучающихся
- Деятельность учителя с учетом программы
воспитания

Рабочая программа воспитания

- Указать формы учета рабочей программы воспитания в
пояснительной записке к рабочей программе
- Оформить приложение к рабочей программе «Формы
учета рабочей программы воспитания»
- Указать информацию об учете рабочей программы
воспитания в разделе «Содержание учебного
предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем
или отдельным блоком
- Отразить воспитательный компонент содержания
программы в разделе тематического планирования

Образец Тематического планирования

Тематическое планирование по математике для 5-го класса составлено
с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный
потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
основного общего образования:
 Формирование ценностного отношения к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
уверенности в завтрашнем дне.
 Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей
малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос,
которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
 Формирование ценностного отношения к миру как главному
принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье.

Образец Тематического планирования
Тема
раздела/
модуля (колво часов)

Основное содержание
(Темы уроков)

Наглядная
геометрия.
Прямые на
плоскости
(7 ч.)

Перпендикулярные
прямые.
Параллельные прямые.
Расстояние между
двумя точками, от
точки до прямой.
Длина пути на
квадратной сетке.
Примеры прямых в
пространстве.

Ссылки на
ЦОР

Основные виды
деятельности обучающихся

Распознавать на чертежах,
рисунках случаи взаимного расположения двух
прямых.
Изображать с помощью
чертѐжных инструментов на
клетчатой бумаге две
пересекающиеся прямые и т.д.
Приводить примеры
параллельности и перпендикулярности прямых в
пространстве
Находить расстояние между
двумя…..

Календарно-тематическое планирование
На основе тематического планирования составляется календарнотематическое планирование для конкретного класса на учебный
год. Этот документ планирует даты проведения уроков, часы на
каждое занятие в классе в соответствии с календарным графиком,
определяет планируемое количество времени для
самостоятельной работы обучающихся и формы оценочных
процедур.
- В пояснительной записке календарно-тематического
планирования описывается в свободной форме какое количество
часов по учебному предмету в соответствии с календарным
графиком будет запланировано. Какие темы сокращены или
уплотнены, как выстроены
- Программный материал должен быть выполнен за счет
уплотнения материала. Все темы, заявленные в тематическом
планировании, должны быть реализованы

Педагогический работник обязан предоставить
Рабочую программу учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля на заседание ШМО на
согласование и Календарно – тематическое
планирование для получения факта
одобрения/неодобрения соответствующим
протоколом ШМО, с пометкой руководителя
методического объединения
Образец
ОДОБРЕНО НА ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол от 25.08.2022г. №1;
Подпись руководителя ШМО

Образец Календарно-тематического планирования
Календарно тематическое планирование по учебному предмету математика 5
класс (базовый уровень)
ОДОБРЕНО НА ШМО учителей математического цикла
Протокол от 25.08.2022г. №1;
Подпись руководителя ШМО ___________

/Бочковская Т.А./

Пояснительная записка
В соответствии с календарным графиком МБОУ Островянской СОШ на 2022-2023
учебный год , календарно-тематическое планирование по учебному предмету
математика 5 класс (базовый уровень) составлено на 172 часа. Темы
программный
материал будетПримечание
выполнен.
№ (перечислить)
Темауплотнены,
Кол-во
Дата проведения
Д/З
раз раздела/модуля/ур часов По плану фактиче
дел
ока
ски
а/м
оду
ля/у
рок
а

Оформление и грифы рабочих программ
- Рабочая программа оформляется в электронном и
печатном варианте
- Электронная версия рабочей программы
форматируется в редакторе Word шрифтом Times
Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный
интервал одинарный, на листах формата А.
- Титульный лист рабочей программы отображает
название образовательной организации, название
учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
уровень изучения предмета (базовый, углубленный,
индивидуальный учебный план); срок освоения
программы

Грифы рабочей программы
- Согласована на ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла, протокол от
26.08.2022г. №1
- Рассмотрена на заседании педагогического совета, протокол от 28.08.2022г. №1
- Рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела ООП
соответствующего уровня общего образования приказом директора школы

Аннотация

Методическое объединение готовит в электронном
виде аннотацию на рабочие программы для сайта
школы. В аннотации учитывается:
- Название рабочей программы
- Цель и задачи программы

- Краткая характеристика программы
- Срок, на который разработана рабочая программа

Спасибо за
внимание!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».